что этот человек слишком высоко себя ценит,
придаёт себе безусловное значение и бесконечное достоинство:
в этом он прав,
потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, - всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (по евангельскому слову: что даст человек в обмен за душу свою?).
Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства;
это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, - как может он поверить во что-нибудь другое?
Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта,
а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение,
он несправедливо отказывает другим в этом значении;
признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле,
он других относит к окружности своего бытия,
оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность."
Владимир Соловьёв. "Смысл любви".
придаёт себе безусловное значение и бесконечное достоинство:
в этом он прав,
потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, - всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (по евангельскому слову: что даст человек в обмен за душу свою?).
Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства;
это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, - как может он поверить во что-нибудь другое?
Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта,
а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение,
он несправедливо отказывает другим в этом значении;
признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле,
он других относит к окружности своего бытия,
оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность."
Владимир Соловьёв. "Смысл любви".
Комментариев нет:
Отправить комментарий